Датчик расхода топлива: виды, принцип работы, как установить

29 июля, 2020

Экономический кризис и последствия эпидемии коронавируса болезненно бьют по транспортно-логистической отрасли и по всем компаниям, которые используют в своей работе легковые, грузовые, пассажирские автомобили и спецтехнику. В этой ситуации главные условия выживания: сокращение затрат на топливо и повышение эффективности при минимальных издержках. В этой статье мы подробно расскажем, какие решения способны в этом помочь.

Датчик расхода топлива: виды, принцип работы, как установить

Руководителям и сотрудникам автопарков, которые работают не первый год, наверняка знакома сегодняшняя ситуация. Подобное было и в 2014-2015 годах, и в 2008-2009 годах. Каждый очередной кризис доказывает, что в сфере транспорта невозможно преодолевать трудности без систем спутникового контроля за расходом топлива.

В структуре затрат большинства автопарков на топливо приходится в среднем 30-35%. В транспортно-логистических и дорожно-строительных организациях эта цифра может доходить до 45-50%. Топливо – это параметр, который напрямую влияет на рентабельность бизнеса. Работать без лишних издержек и не в убыток позволяет грамотная учетная политика, опирающаяся на точные сведения о расходе ГСМ.

Датчик расхода топлива: виды, принцип работы, как установить

На практике далеко не во всех предприятиях организован профессиональный контроль и учёт топлива. Где-то существующие подходы устарели. Некоторые руководители вовсе не придают этому значения и даже закрывают глаза на махинации сотрудников.

Бывают ситуации, когда в автопарках внедрены современные системы удалённого слежения за работой машин и сотрудников, однако ими либо не умеют, либо не хотят пользоваться.

Нередко случается, что установленные решения неэффективны для определенных типов транспорта.

Наш обзор поможет вам лучше разбираться в существующих способах контроля ГСМ. Материал будет полезен как владельцам и менеджерам автопарков, так и специалистам компаний по установке систем спутникового контроля.

До сих пор многие автопарки обходятся без ГЛОНАСС/GPS мониторинга. Предположим, что учёт и списание топлива в компании происходят корректно, и вроде бы проблема перерасхода ГСМ не беспокоит.

Но может ли руководство уверенно заявлять, что владеет всей информацией? Скорее всего, нет.

Настоящий контроль – это когда есть возможность сравнивать максимум различных показаний и выявлять причины расхождений.

Датчик расхода топлива: виды, принцип работы, как установить

Например, расчет расхода топлива по нормам Минтранса не будет объективным, так как эти нормы крайне усредненные и порой сильно отличаются от реальных показаний конкретной техники. Если фактический расход вычисляется по данным одометра, точность тоже будет “хромать”.

Погрешность этих приборов иногда превышает 15-20%, да и водители могут “накручивать” пробеги. Если при списании топлива учитываются чеки на бензин или дизтопливо, есть риск, что они поддельные.

А учет по топливным картам не всегда гарантирует прозрачность, ведь водители могут вступить в сговор с сотрудниками АЗС.

Плюс ни один автопарк не застрахован от сливов топлива, заправок мимо бака и махинаций с излишками. Не менее вероятны простои на холостом ходу, использование транспорта в личных целях или нерациональная эксплуатация, которая ведет к перерасходу топлива. Без вспомогательных решений определять такие факты сложно, а доказать прямое воровство нереально.

  • Преимущества: нет
  • Недостатки: отсутствие объективных сведений о работе транспорта
  • Эффективность контроля расхода топлива: низкая
  • Вероятность махинаций: высокая
  • Где может применяться: любой автопарк, где отношения с сотрудниками построены на доверии или нет заинтересованности экономить на топливе

Для базового спутникового контроля достаточно установить профессиональный ГЛОНАСС/GPS-трекер, которые передаёт в систему мониторинга информацию о перемещениях транспорта, включая координаты, скорость и пробег.

Пробег, зафиксированный трекерами, намного достовернее показаний штатного одометра автомобиля. Поэтому спутниковые данные помогают более точно рассчитывать расход топлива и производить объективные списания. Также, сравнив пробеги из системы мониторинга с путевыми листами, можно выяснить, не приписывают ли водители километраж.

Датчик расхода топлива: виды, принцип работы, как установить

Наряду с этим, базовый мониторинг позволяет анализировать факторы, напрямую влияющие на объемы потребления топлива.

За счет информации о всех деталях работы транспорта (соблюдение маршрутов, посещение геозон, следование графику) можно оценивать, насколько эффективно выстроена деятельность автопарка, и определять причины перерасхода, в том числе: “левые” рейсы, непроизводственные простои, халатное выполнение обязанностей. Во многих современных системах спутникового мониторинга ещё есть возможность контролировать, соблюдают ли водители правила экономичного и безопасного вождения.

Но при помощи только одного трекера не получится узнавать о реальном расходе топлива в пути, о времени, местах и объемах заправок, о сливах из бака и других махинациях.

  • Преимущества: точная информация о базовых параметрах, в т.ч. о пробегах
  • Недостатки: невозможно выявлять манипуляции с топливом
  • Эффективность контроля расхода топлива: низкая
  • Вероятность воровства топлива: высокая
  • Где может применяться: любой транспорт, оснащенный трекерами и подключенный к системе спутникового мониторинга

Датчик расхода топлива: виды, принцип работы, как установить

Это интерфейс, обеспечивающий обмен информацией между различным датчикам и электронным системам автомобиля, а также сторонними устройствами в рамках единой CAN-сети автомобиля (Controller Area Network). CAN-шина присутствует во всех современных автотранспортных средствах.

Суть такого способа контроля топлива заключается в подключении ГЛОНАСС/GPS-трекера напрямую к блоку управления автомобиля через CAN-интерфейс. Это делается путём проводного соединения с помощью бесконтактных считывателей.

В результате трекер будет получать данные о расходе ГСМ от штатного датчика уровня топлива и передавать их в систему мониторинга. Также CAN-считывание позволяет дистанционно отслеживать параметры работы других систем и агрегатов автомобиля (моточасы, давление, температура и др.).

Главное, чтобы в автомобилях поддерживался открытый протокол передачи данных.

Это самый легкий и бюджетный способ дистанционного контроля за топливом. Но сами по себе штатные датчики топлива несовершенны – погрешность в их показаниях может составлять 15% от объема бака.

На точность в определении времени, мест и объема заправок здесь рассчитывать сложно.

Автопарки, которые контролируют топливо по CAN-шине, могут сталкиваться с возникновением “мертвых” зон (5-10% верхнего и нижнего объема бака), “ложными” сливами и непонятными подъемами/падениями топливного графика в программе мониторинга.

В итоге на автотранспорте с большим расходом ГСМ неконтролируемый объем может достигать 100 литров – в первую очередь, на большегрузах. И надо понимать, что такой способ не всегда помогает обнаруживать случаи прямого воровства ГСМ. На картинке ниже показан график уровня топлива, полученный со штатного датчика.

Датчик расхода топлива: виды, принцип работы, как установить

Для сравнения на графике ниже приведем результат контроля топлива на одном автомобиле с помощью двух разных способов одновременно. Красный цвет – это данные, поступившие в систему мониторинга от штатного датчика топлива. Синий цвет – это показания, полученные от ёмкостного датчика уровня топлива Эскорт (подробнее об этом способе в 5-м разделе статьи).

Датчик расхода топлива: виды, принцип работы, как установить

Несмотря на очевидные минусы, контроль расходов топлива по CAN-шине – это приемлемый вариант в тех случаях, когда сложно установить более точное оборудование из-за конструктивных особенностей транспорта.

Да и не всем нужна абсолютная точность.

Так, в легковых автопарках бывает проще настроить поступление информации от штатных датчиков и сравнивать их с другими данными спутникового мониторинга, нежели тратить деньги на более дорогие и не столь простые в установке решения.

  • Преимущества: простота монтажа, возможность получать другие штатные показания
  • Недостатки: высокая погрешность в измерении уровня топлива, сложность в выявлении сливов
  • Эффективность контроля расхода топлива: средняя
  • Вероятность воровства топлива: высокая
  • Где может применяться: транспорт с баками, не приспособленными для монтажа сторонних датчиков

Датчик расхода топлива: виды, принцип работы, как установить

  • Этот датчик устанавливается в двигательной системе автомобиля на топливную магистраль.
  • Принцип работы расходомера заключается в определении объемов поступающего топлива и учёте времени его потребления, поэтому датчики расхода топлива (ДРТ) ещё называют проточными.
  • Некоторые модели расходомеров могут определять время работы двигателя и температуру топлива.

Показания, зафиксированные расходомерами, передаются бортовому контроллеру (ГЛОНАСС/GPS трекеру) и поступают в систему мониторинга. Точность показаний очень высокая: погрешность варьируется всего на уровне 1-3%. Это позволяет верно вести фактический учет ГСМ и рассчитывать реальные нормы потребления топлива на конкретных автомобилях. Но есть несколько существенных минусов:

  • стоимость датчиков расхода топлива, затраты на их установку и обслуживание дороже каждого другого способа из этого обзора;
  • расходомеры подвержены загрязнениям и требуют периодической чистки, иначе они могут привести к поломке топливной системы;
  • для контроля сливов через “обратку” нужна установка второго расходомера, либо более дорогого дифференциального датчика, который контролирует топливо сразу в подающей и обратной магистралях;
  • проточные датчики не позволяют контролировать заправки и сливы топлива из бака.
Читайте также:  Датчик кислорода ВАЗ 2114: признаки неисправности, где находится, как проверить мультиметром, замена, напряжение на датчике

Снова сравним показания от разных датчиков, параллельно контролировавших топливо на одном ТС. Синий график – это данные, поступившие от ДРТ, и здесь виден только расход. Красный график – это показания, зафиксированные емкостным датчиком уровня топлива, и здесь видно, когда были заправки и сливы. При этом разница в точности показаний расхода составляет всего 100 мл.

Датчик расхода топлива: виды, принцип работы, как установить

Несмотря на перечисленные недостатки, расходомеры часто являются оптимальным вариантом для контроля топлива на спецтехнике. Во-первых, форма бака многих дорожных, строительных и сельхозмашин не всегда приспособлена под установку врезных ДУТов (способ №5).

Во-вторых, качественные расходомеры полезны тем, что передают в программу мониторинга информацию о моточасах и о состоянии топливной системы – то есть владельцам машин не нужно тратиться на установку других датчиков для контроля важных для спецтехники параметров.

  • Преимущества: высокая точность, контроль моточасов и доп.параметров
  • Недостатки: высокая стоимость оборудования, а также его установки и обслуживания; не отследить сливы топлива из бака
  • Эффективность контроля расхода топлива: средняя
  • Вероятность воровства топлива: средняя
  • Где может применяться: спецтехника с баками, не приспособленными для монтажа ДУТ

Датчик расхода топлива: виды, принцип работы, как установить

ДУТ устанавливается (врезается) в бак автомобиля и фиксирует изменение объема ГСМ. По принципу действия их ещё называют датчиками емкостного типа.

Точность ДУТ не уступает по точности расходомеру (97-99%). Но для получения объективных данных важно правильно откалибровать датчик и произвести тарировку бака на этапе установки.

Поэтому монтаж оборудования нужно доверять профессиональным установщикам.

Как и в случае с ДРТ, система мониторинга получает показания ДУТ от трекера, с которым датчик взаимодействует. В программе мониторинга каждое изменение уровня жидкости в баке отображается с четкой привязкой ко времени и месту. Существуют варианты датчиков, которым не требуется соединение с бортовым контроллером. У таких датчиков есть собственный модуль GPS/ГЛОНАСС и модем GPRS.

Вместе с получением высокоточных данных об уровне топлива в баке, ДУТы позволяют:

  • фиксировать заправки и сливы топлива
  • определять ложные и неполные заправки
  • распознавать микросливы
  • выявлять факты слива с “обратки”

Встречается мнение, что с помощью ДУТ не выявить слив топлива с обратной магистрали. Но по графикам и отчетам в программе мониторинга можно понять, что такое, скорее всего, происходило.

Датчик уровня топлива – это универсальный инструмент для контроля дизельного топлива и бензина на всех автомобилях и спецтехнике. Но у этого способа контроля всё же есть свои ограничения:

  • Измерительная трубка датчика может быть обрезана под любую высоту топливного бака, но если высота меньше 10 см, то нормальной картины расхода топлива вы не получите. Следовательно, способ подойдет не для всех легковых автомобилей.
  • При установке ДУТ на спецтехнику могут возникнуть трудности, если баки на машинах нестандартной формы и с перегибами. Тогда потребуется установить два датчика, либо все же прибегнуть к другому способу контроля.
  • В баках вытянутой формы (трейлеры, автопоезда) велика вероятность погрешности из-за колебаний топлива под углом. Для получения усредненных показаний понадобится установить два ДУТ. Это повысит стоимость оснащения, но гарантирует стабильную точность измерений.
  • Преимущества: высокая точность, возможность отслеживать все манипуляции с топливом
  • Недостатки: сложная установка на нестандартные баки
  • Эффективность контроля расхода топлива: высокая
  • Вероятность воровства топлива: низкая
  • Где может применяться: любой тип автотранспорта

Эффективно контролировать расход топлива не получится без систем мониторинга транспорта и дополнительного телематического оборудования. Среди решений, которые мы рассмотрели, лучше всего использовать ёмкостные ДУТ. Но в некоторых ситуациях не обойтись без установки ДРТ, либо удалённого считывания данных с CAN-шины автомобиля.

В целом, оценивая перспективность различных способов, стоит добавить, что по своим функциям и возможностям ДУТ намного современнее других вариантов. Объясняется это просто: на них сфокусировано основное внимание разработчиков телематических решений для контроля топлива.

Например, тренд последнего времени: беспроводные датчики уровня топлива, работающие по технологии BLE (Bluetooth Low Energy). При их подключении не нужно прокладывать кабели для настройки соединения с трекером.

Для настройки достаточно мобильного приложения на телефоне. Это сокращает затраты на установку и избавляет от риска потери контроля по причине обрыва, износа или умышленной поломки проводов.

А благодаря низкому энергопотреблению такие датчики могут работать несколько лет всего от одной батарейки.

Об успешном опыте применения емкостных датчиков уровня топлива вы можете узнать в кейсах на нашем сайте. Хороший пример — кейс компании «Комос Групп». В нем мы рассказываем, как одному из крупнейших агрохолдингов России удалось сэкономить 5,6 млн рублей за полгода, контролируя расход топлива в автопарке с помощью датчиков Эскорт ТД-BLE.

Узнать лучше о “подводных камнях” контроля расхода топлива и услышать о конкретных примерах, подкрепленных цифрами, вы можете, посмотрев видеозапись выступления гендиректора ГК «Эскорт» Антона Туркина с презентацией:

“Реальные кейсы применения датчиков уровня топлива Эскорт”

Принцип работы и виды датчиков уровня топлива в баке

Главная / Статьи / Датчик уровня топлива в баке: виды, функции, возможности

Датчик расхода топлива: виды, принцип работы, как установитьДля анализа и контроля количества топлива, определение уровня его расхода предназначается датчик уровня бензина в баке. Показания замеров выводятся на указатель-одометр. Кроме того, прибор может использоваться как составляющая системы удаленного GPS-мониторинга эксплуатации транспортного средства.

Интегрирование датчика уровня топлива в баке в данную систему позволяет удаленно в режиме реального времени получать такие данные:

  • фактический объем топлива в баке на данный момент времени;
  • расход горючего за определенный временной промежуток;
  • усредненный расход топлива на сотню километров;
  • количество заправок, объемы дозаправленного топлива;
  • факты сливов, количество слитого бензина.

Применение датчика уровня топлива в баке позволяет вести четкий контроль за использованием горючего и действиями персонала, что обеспечивает существенную экономию средств на содержание автопарка.

Устройство устанавливаются на легковые и грузовые автомобили, спецтехнику строительного и сельскохозяйственного назначения. ДУТ подходит для транспортных средств не только с бензиновым, но и с дизельным двигателем.

Кроме того, он отлично работает даже на неподвижных объектах — например, на резервуарах с горючим на автозаправочных станциях и других.

Виды (общая классификация) датчиков уровня автомобильного топлива

На вопрос, где находится датчик уровня топлива, односложно ответить нельзя, все зависит от типа устройства. На сегодняшний день прибор представлен в достаточно большом разнообразии вариантов. По конструктивным особенностям выделяют такие виды:

  • поплавковые, называемые также потенциометрическими;
  • емкостные;
  • ультразвуковые.

По характеристикам выходного сигнала существуют такие виды датчиков уровня топлива:

  • аналоговые. В основном, это штатные приборы поплавкового типа. Аналоговый датчик уровня топлива отличается доступной стоимостью, но при этом обладает низким уровнем защиты от помех, из-за чего наблюдается высокая погрешность в показаниях;
  • частотные. Исходные данные передаются на диспетчерское устройство с помощью кодированного сигнала. Отличаются меньшим уровнем погрешности по сравнению с аналоговыми;
  • цифровые — оснащаются микропроцессорным устройством. Данные обрабатываются и передаются в виде цифрового сигнала. Этот вид датчиков уровня топлива отличается высокой помехозащищенностью, что обеспечивает высокую точность замеров.

Датчик поплавкового типа для контроля уровня топлива в автомобильном баке

Поплавковый датчик уровня топлива в баке предусматривается в базовой комплектации автомобиля. Он находится непосредственно в топливной емкости. Изменение количества горючего влечет за собой изменение положения поплавка. Сам поплавок может быть выполнен как из металла, так и из пластика. Этот вид устройств делится на два подвида:

  • рычажный — поплавок соединяется с контактом потенциометра с помощью металлического рычага. Изменение положения приводит к изменению сопротивления, в результате меняется напряжение на выходе. Рычажный ДУТ является универсальным, может применяться в любых автомобильных системах подачи горючего;
  • трубчатый — поплавок размещается в специальной трубке, погруженной в топливную емкость. При изменении количества жидкости поплавок передвигается по определенной траектории. Параллельно ходу его движения размещены провода сопротивления, которые соединяются с элементом потенциометра. Данный прибор обеспечивает корректное определение уровня горючего во время движения автомобиля на спуске-подъеме или в повороте.

Устройство подключается к бортовой сети авто. Если подключена масса на датчик уровня топлива, при обесточивании автомобиля замеры не производятся. В данном случае невозможно зафиксировать факт слива горючего во время стоянки транспортного средства. Поэтому многие предпочитают подключить ДУТ непосредственно к аккумулятору.

Читайте также:  Температура, влажность: датчики, сенсоры, средства измерения

Емкостной измеритель — преимущества для контроля уровня топлива в автомобильном баке

Датчик расхода топлива: виды, принцип работы, как установить

Емкостной электронный датчик уровня топлива в баке монтируется по желанию автомобилиста. Он позволяет с максимальной точностью контролировать расход горючего, фиксировать количество дозаправок, а также факты несанкционированного слива.

Измерительный блок данного устройства представляет собой конденсатор две вставленные одна в другую, но не соприкасающиеся между собой трубки. В верхней части они соединены к плате прибора. Полость между ними заполняется горючим. На конденсатор подается электроток.

Удельное электросопротивление бензина ниже, чем у воздуха. Соответственно, чем меньше бензина, тем дольше заряжается конденсатор.

Плата электронного датчика уровня топлива в баке подсчитывает время зарядки. На основании полученных данных вычисляется высота столба горючего как в конденсаторе, так и в самой емкости.

Данный прибор подключается к GPS-трекеру и передает в систему мониторинга информацию о выполненных вычислениях.

Она поступает в зависимости от настроек пользователя — или в режиме реального времени или с определенной периодичностью.

Ультразвуковой измеритель для контроля уровня топлива в автомобильном баке

Ультразвуковой измеритель уровня топлива в баке являет собой излучатель, к которому присоединен кабель для подключения к GPS-трекеру. Он устанавливается с внешней стороны топливного бака. Устройство работает следующим образом.

Сгенерированная ультразвуковая волна проходит сквозь стенку бака и толщу горючего. На границе среды воздушной и жидкостной среды она отражается, сигнал улавливается излучателем.

Временной промежуток между отправкой волны и ее возвратом после отражения берется за основу для вычисления количества топлива.

Хотя показания устройства более точны по сравнению с поплавковым, рассматривая возможность его установки, следует учесть несколько нюансов:

  • контакт излучателя и поверхности бака должен быть идеальным, в противном случае распространение волны будет искажаться;
  • наличие дополнительных перегородок в баке, а также материал, из которого они изготовлены, могут влиять на распространение импульса, а соответственно — на корректность показаний;
  • если изнутри на поверхности емкости имеются неровности (вздутия, бугорки), это может также исказить распространение импульса;
  • помехи распространению сигнала создает даже мусор, который со временем скапливается на дне топливного бака.

Какой вид датчиков выбрать для контроля в автомобиле уровня топлива

Когда известен принцип работы датчика уровня топлива каждого типа, можно определиться с выбором подходящего ДУТа. При выборе следует учесть:

  • габариты топливного бака. Если датчик не будет доставать до дна, он не сможет замерять небольшие объемы горючего;
  • интерфейс. Если на автомобиле уже имеется трекер, нужно уточнить, какие интерфейсы подключения он поддерживает. К трекеру, который поддерживает и аналоговый интерфейс, и «цифру», стоит подключить датчик с цифровым выходом. Если оснащение трекером и ДУТом осуществляется одновременно, также рекомендуется остановиться на цифровом подключении.

В некоторых случаях целесообразна установка нескольких датчиков:

  • транспортное средство оснащено несколькими топливными баками. Например, в грузовых фурах предусмотрено два бака, вездеходы комплектуются тремя. Информация о расходе топлива будет точной и полной только в том случае, если на каждой емкости установлен датчик топлива. Мониторинговая система может суммировать показания всех измерителей, а также показывать данные отдельно по каждому ДУТу;
  • сложная конфигурация бака. Например, на сельхозмашинах устанавливаются баки с возвышением в центральной части, которое делит емкость на две. Установка нескольких датчиков позволяет повысить точность измерений;
  • вытянутая форма топливного бака — такое решение актуально для автотрейлеров. В данном случае на корректность показаний датчика могут влиять даже незначительные всплески горючего. Поэтому специалисты рекомендуют установить два датчика топлива на противоположных сторонах.

На каком устройстве остановить свой выбор — аналоговом датчике уровня топлива, цифровом, ультразвуковом или нескольких сразу — каждый владелец транспортного средства решает сам.

      Датчик расхода топлива: виды, принцип работы, как установить
      ДУТ ЭСКОРТ ТД-100
      Датчик расхода топлива: виды, принцип работы, как установить
      ДУТ Siensor D107, AF

Мы поможем вам сделать правильный выбор исходя из особенностей топливной системы, задач бизнеса и финансовых возможностей. Свяжитесь с консультантами удобным способом.

Какие датчики уровня топлива существуют, их особенности и принципы работы

Комфортная поездка на автомобиле возможна только в том случае, если вы полностью уверены в успешном преодолении маршрута. Один из важных факторов, который определяет комфорт в данном случае, – это наличие топлива в баке. Если топлива недостаточно, доехать до запланированного места будет проблематично.

Владельцы автомобилей в начале XX века постоянно сталкивались с неприятностями в виде закончившегося бензина в баке. Это продолжалось до тех пор, пока мировые производители автомобилей не изобрели простейшие датчики уровня топлива.

Это устройство способно довольно точно показывать, сколько бензина или солярки (или любого другого вида топлива) сейчас присутствует в баке вашего авто.

С помощью бортовых компьютеров вы также можете получать информацию о том, сколько километров примерно осталось до преодоления «красной» отметки. Большинство современных датчиков оснащены системой предупреждения водителя о том, что топливо в баке скоро закончится.

В современных условиях производители устанавливают лимит данной «красной» метки на том уровне топлива, которого будет достаточно для поездки 40-60 км в текущем режиме. Но есть и более простые варианты оповещения, к примеру, когда загорается лампочка при определенном остатке топлива (5-7 или 10 литров).

Конечно, каждый производитель вносит свои особенности в работу системы датчиков уровня топлива, поэтому в данной теме есть, о чем поговорить.

Содержание

Роль датчика топлива в системе электроники авто

Сегодня на нашем сайте мы будем говорить о современных автомобилях, в которых датчик уровня топлива в баке относится к электрической системе машины и является ее неотъемлемой частью.

Выход из строя данного элемента обязательно станет причиной определенных ошибок на экране бортового компьютера. Стоит учитывать, что датчики уровня топлива бывают разные, и принципы их работы также могут отличаться от одной модели к другой. Но об этом мы поговорим позже.

Сейчас же определим роль данного устройства в работе всех систем автомобиля.

Нужно выделить некоторые ключевые моменты:

  1. Данный датчик не играет ключевую роль в функционировании систем автомобиля. Он выполняет периферийную задачу демонстрации уровня топлива. Его поломка не приведет к тому, что авто не сможет передвигаться.
  2. При выходе из строя обычно вы видите замершую стрелку уровня топлива в баке. Также стрелка может лежать на нуле или пребывать постоянно в положении полного бака.
  3. Устройство, установленное в топливном резервуаре, измеряет уровень топлива, передавая данные на бортовой компьютер. Он же, в свою очередь, обрабатывает сигнал и выводит их на панель приборов для визуальной демонстрации.
  4. Также устройство призвано сигнализировать о том, что водителю лучше бы найти заправку. В таком случае вы получите один из возможных сигналов на приборной панели – лампочка в виде топливной колонки и/или сообщение о необходимости заправить автомобиль.
  5. При поломке или любых неточностях датчика может сработать система самостоятельной диагностики. В списке стандартных ошибок, зашитых в большинство бортовых компьютеров, есть ошибка топливного датчика, которая высветиться в таком случае.

Как видите, функций у данной системы не так много. Неправильные показания датчика уровня топлива никак не повлияют на то, сможет ли автомобиль нормально передвигаться по дороге.

В большинстве случаев машина будет ехать без проблем, а трудности возникнут только у водителя, когда он попытается оценить остаток бензина и принять решение о заправке авто. Ездить с неисправным датчиком такого типа вполне можно, это не отразиться на работе двигателя и всех остальных систем машины.

Но существует высокая вероятность того, что вы можете остановиться посреди трассы вдалеке от заправочных комплексов с пустым баком.

Датчик расхода топлива: виды, принцип работы, как установить

Какие виды топливных датчиков существуют?

Стоит различать сразу несколько видов классификации топливных датчиков, чтобы лучше понимать разновидности устройств, которые могут быть установлены в современных машинах.

Некоторые производители элитных авто комплектуют машину сразу несколькими типами датчиков и сложной системой обработки данных.

Это позволяет с максимальной точностью определять количество топлива в баке в настоящий момент и очень точно рассчитывать пробег до пустого бака, чтобы предоставить водителю наиболее актуальную информацию.

Читайте также:  Таходатчик стиральной машины: проверка, ремонт, замена

Итак, в современных машинах можно найти такие типы датчиков:

  • поплавковые – это традиционная система с наименьшей стоимостью, она довольно точная, но только при грамотной реализации системы управления, также это устройство является самым популярным среди машин бюджетного и среднего ценового класса;
  • емкостные – обычно такие датчики устанавливаются дополнительно уже при эксплуатации авто, они популярны для коммерческих машин, так как позволяют довольно просто контролировать уровень топлива, пресекать несанкционированные сливы, считать количество заправок;
  • ультразвуковые – устройство крепится на внешней стороне бака и подает ультразвуковые волны через стенки устройства, волны отражаются от поверхности жидкости и формируют точную информацию об объеме топлива в резервуаре.

Последние два типа датчиков чаще всего применяют на грузовых автомобиля для подключения системы GPS-мониторинга транспорта. В таком случае данные о потреблении топлива и уровне топлива в баках в режиме реального времени обновляются и сохраняются. Это делает невозможным слив топлива с автомобиля или внесение ложных данных в отчеты.

Но нужно также различать датчики топлива по типу подаваемого сигнала:

  • аналоговые – это варианты довольно старые и практически не используются сегодня в автомобилях, аналоговый сигнал очень неточный и сильно зависит от положения авто, наклона, состояния системы поплавка, к примеру;
  • частотные – переходной вариант от аналоговых к более современным типам оборудования, но также довольно условно точный, частотные варианты датчиков устанавливаются только на авто в бюджетном сегменте;
  • цифровые – такие устройства оснащаются микропроцессором, а сигнал сразу же в датчике превращается в цифровой, это дает возможность выводить информацию в бортовой компьютер в любом нужном формате и давать необходимые данные.

Именно внедрение цифровых датчиков топлива в баке сделало возможной реализацию всех тех функций, которыми обладают современные автомобили в плане подсчета среднего расхода и прочих важных параметров.

К сожалению, заменить датчик на вариант с другим преобразованием сигнала практически невозможно, поскольку это устройство сопряжено с бортовым компьютером и не будет работать, если станет выдавать данные в каком-либо другом формате или виде.

Датчик расхода топлива: виды, принцип работы, как установить

Основной принцип работы традиционных датчиков топлива

Простые поплавковые разновидности датчиков уровня топлива в автомобиле работают максимально просто и понятно. Их работа связана с положением поплавка.

В бак установлен целый комплекс устройств, включая бензонасос, датчик, электронику и прочие элементы. Поплавок располагается всегда на поверхности топлива.

Чем выше он поднимается, тем больше меняется сигнал, передаваемый датчиком в компьютер или непосредственно на приборную панель автомобиля.

Чем ниже опускается поплавок, тем ближе стрелка датчика уровня топлива на щитке приборов будет к отметке «пустой бак».

Когда поплавок пресекает определенную черту в нижней части бака, загорается лампа, которая сигнализирует о пустом баке и необходимости заправить автомобиль. Система очень проста, а поэтому работает без проблем и достаточно долго.

Даже производители элитных автомобилей используют поплавковые датчики в качестве основных в своих сложных системах замера объема топлива в баке.

Датчик расхода топлива: виды, принцип работы, как установить

Существует целый ряд важных привилегий, которые получает владелец современного автомобиля, благодаря наличию датчика уровня топлива с максимально точными показателями. Это устройство дало возможность производителям реализовать дополнительные замеры, которые стали неотъемлемой частью эксплуатации автомобиля.

Среди наиболее важных функций можно выделить такие:

  • демонстрация точного уровня топлива в баке в конкретный момент времени;
  • определение расхода топлива – показатель уровня является вспомогательным в этой операции;
  • определение расстояния до пустого бака (distance to empty);
  • подсчет количества израсходованного топлива за определенный промежуток времени;
  • подсчет израсходованного топлива за конкретную поездку.

Все эти данные компьютер считает с использованием показателя датчика в баке.

Если показания данного датчика сильно искажают реальность, вы будете получать регулярные ошибки на экране бортового компьютера автомобиля, а также будете наблюдать кардинально разные основные показатели статистики поездки.

В этом случае придется заняться восстановлением датчика или его полной заменой. Обычно ремонт производится именно с заменой основного элемента.

Датчик расхода топлива: виды, принцип работы, как установить

Предлагаем посмотреть видео про работу датчика уровня топлива:

Подводим итоги

Современные датчики уровня топлива, которые располагаются в баке, имеют довольно простую и понятную конструкцию. Они призваны служить достаточно долго и не ломаться.

Но некачественное топливо и другие неблагоприятные условия эксплуатации часто приводят к тому, что устройства раньше времени выходят из строя.

Если вы хотите разобраться с тем, как работает система замера остатка топлива в вашем автомобиле, придется покопаться в технической документации и найти непосредственно датчик уровня топлива для вашей модели. Во многих авто производители меняли конструкции датчиков практически с каждым рестайлингом.

Обратите внимание на конструкцию, а также на тип подаваемого сигнала. Также определите, датчик срабатывает через бортовой компьютер или непосредственно отправляет сигнал на панель приборов.

Это важные особенности, которые позволят вам значительно проще разобраться в конструкции замера объема топлива в баке. Впрочем, разбираться в этих системах нужно только в том случае, если техника подвела и сломалась.

Если все работает исправно, никаких проблем не возникает, остается только наслаждаться качественным отображением остатка бензина или солярки в топливном баке вашего автомобиля.

Датчик GPS контроля расхода топлива

Компании и предприятия, занимающиеся перевозками пассажиров, грузоперевозками, строительными работами, другой деятельностью, связанной с привлечением автомобилей, грузовиков, бульдозеров и других транспортных средств активно используют системы контроля расхода топлива для предупреждения и недопущения обмана со стороны нечестных сотрудников. Одним из лучших в этой области мониторинга транспорта является GPS контроль топлива, в котором используется расходомер или, как его еще называют, датчик контроля расхода топлива — идеальный контроль над расходом автомобиля.

На скутерах и мопедах джпс мониторинг расхода топлива устанавливают крайне редко, так как мотороллеры используют мало бензина, а топливные баки в большинстве случаев не дотягивают и до 10 литров.

Вследствие этого срок окупаемости датчика расхода топлива увеличивается, его установка на мото становится нецелесообразной и вопрос как рассчитать расход топлива, второстепенен.

Но все же расходомер можно поставить на скутера курьерских служб, доставки пиццы и других тому подобных предприятий.

Датчик расхода топлива

Осуществлять GPS контроль топлива автомобиля можно при помощи таких датчиков мониторинга:

  1. Проточный датчик расхода топлива – наиболее точно измеряет мгновенный расход бензина, но такие расходомеры не зафиксируют место заправки и слива горючего
  2. Штатный датчик топлива покажет приблизительный расход горючей смеси. Такой счетчик расхода самый дешевый и не требует вмешательства в топливную систему ТС
  3. Датчик уровня топлива  даст информацию о заправке, сливе, расходе в процессе движения. Емкостные ДУТ наиболее распространены

Далее детально разберем датчики расхода первого типа.

Как поставить датчик расхода топлива

Установка датчика расхода топлива наиболее трудоемкая из вышеперечисленных, потому что требует вмешательства в топливную магистраль. Установка датчика производится перед топливным насосом высокого давления и на обратке, чтобы учесть количество горючего, которое возвращается в бак.

Самыми популярными являются датчики контроля расхода топлива Sienson, Irronline, DFM, Eurosens.

Принцип работы расходомера топлива

При установке датчика контроля расхода топлива система GPS мониторинга транспорта передает диспетчеру на контролер только количество бензина (солярки), которое употребляет автомобиль, трактор или дизельный генератор.

Расходомер состоит из объемной измерительной камеры кольцевого типа. Когда через эту камеру протекает бензин датчик передает импульс. Определенное количество импульсов датчика равняется 1 литре топлива.

Какие погрешности имеют датчики контроля топлива

Измерительная камера расходомера производится на высокоточном оборудовании, вследствие чего она практически идеальная.

Погрешность датчика расхода топлива составляет приблизительно 1%. Неточность измерения происходит из-за того, что топливо, проходя по обратной магистрали из двигателя, пульсирует и вводит в заблуждение электронику.

Можно ли обмануть датчик расхода

  • Водители предприятий часто хотят обойти датчик контроля топлива и обмануть счетчик расходомера.
  • Приобретая датчики контроля расхода топлива в компании Monitorland, Вы исключаете возможность обмана системы GPS мониторинга, так как обойти или накрутить счетчик расхода невозможно.
  • В заключение можно сделать вывод, что контроль топлива при помощи датчика расхода топлива (расходомера) является необходимой мерой экономии топлива на предприятии.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *